В блеске гламура: в Риге открылась новая выставка Маэстро

Об этой удивительной эпохе, о моде того времени и о ее «возрождении» сейчас рассказывает Александр Васильев.

Выставка «Блеск 80-х» посвящена моде «гламурных» 1980-х годов, моде последнего десятилетия «холодной войны» до падения Берлинской стены. Мир в это время был ярко разделён на два лагеря — Восток и Запад. Восток виделся всем бедным и немодным, а Запад — блестящим и богатым. В 80-е годы модно было выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле. Поэтому женщины использовали много люрекса, блесток, камней, страз. А все для того, чтобы даже украшения из пластмассы, но покрытые золотым налетом, выглядели как увесистые драгоценности.

В это десятилетие меняется роль женщин: они занимают ведущие места в обществе, открыто демонстрируют деловую хватку. Многие из них, начиная от британского премьер-министра Маргарет Тэтчер до принцессы Уэльской, или как знаменитые звёзды американского сериала «Династия» Линда Эванс и Джоан Коллинз, сыгравшие жен олигархов, представляют собою образы женщин большой силы. Они носят подкладные плечи, у них узкие бедра, почти отсутствует грудь, они носят блейзеры и жакеты, напоминающие мужские пиджаки, с богатой окантовкой и крупными золочеными пуговицами.

Этот стиль долго добирался до нашей родины, когда из-за дефицита 1990-х годов всё непроданное в восьмидесятые в Европе появилось на рынках в центральных городах России. Поэтому многое из стиля 80-х мы носили много позже, в 1990-е годы и это опоздание на 10 лет в моде было особенно очевидно. Сейчас оно полностью стерлось, и модницы из России с высокой покупательной способностью сегодня готовы щеголять в последних моделях с показов в Париже, в Лондоне или в Милане.

Тогда было иначе. Женщины очень любили фитнес и аэробику, это было декада Джейн Фонды. Все очень хотели иметь большие прически, поэтому — перманент, начес, лак. Пышные волосы — это значило очень многое. Леггинсы, колготки из гипюра белого и черного цвета с люрексовой отделкой, обувь на устойчивом каблуке, но клинообразной формы и с острым носом, тоже желательно из блестящих лаковых поверхностей — все это говорило о том, что после нефтяного кризиса середины 1970-х многие натуральные материалы, такие как замша, кожа, дерево, слоновая кость, камни постепенно стали недоступны. Даже модные у населения люрекс и металлизированная парча стали популярны именно из-за синтетических волокон, которые использовались в этих изделиях и аксессуарах.

Это была эпоха яркой цветовой гаммы, где цвета часто контрастировали. Например жёлтое противостояло чёрному и белому, лиловое — тоже чёрному или белому. Очень часто сочетание черного и белого были вспомогательными, но тоже рифмовались вместе.

Главными модельерами этой декады считались французы Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier), Тьерри Мюглер (Thierry Mugler), Клод Монтана (Claude Montana). Также очень ценились работы Ив Сен-Лорана (Yves Saint-Laurent), Жана-Луи Шерера (Jean-Louis Scherrer), японских дизайнеров Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto), Кензо (Kenzo), Ком де Гарсон (Comme Des Garcons), которые считались альтернативой европейской моды и внедряли много асимметрии и черного цвета.

Особенностью моды этого времени является желание женщины выглядеть гламурно круглые сутки: яркие тени, напоминающие боевую раскраску индейца, очень яркий лак на ногтях, очень яркая помада, крупные украшения, часто из пластмассы, как в кинофильме «Маленькая Вера» с Натальей Негодой — они были символами этой декады. Времени, когда ни один мужчина или женщина, считающие себя модниками, не выходили на улицу без «walkman’а» — маленького кассетного магнитофона с наушниками, в котором играл Майкл Джексон, молодая Мадонна, группа Eurythmics или музыка АBBA последних лет существования. Всё это позволяло людям в ритме модного диско ходить по улицам, пританцовывая, ездить на метро, в трамвае, в автобусе. Или выходить на улицу с огромным магнитофоном с большими динамиками, которые ставили во дворе и вся дворовая публика могла потанцевать под последние модные мелодии.

Эпоха гламура прервалась по социально-политическим мотивам — падение «Берлинской» стены привело к тому, что огромное количество денег ушло на восстановление стран, которые, как считалось тогда, обрели независимость: Югославии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польши, стран Балтии. Правда многие из них потом вошли в состояние гражданской войны: особенно явной была война в Югославии или раздел Чехословакии. И стиль «гранж», который последовал за этим гламурным стилем 80-х, был стилем рваных джинсов, вытянутых маек, военных сапог и других атрибутов «милитари» из неликвида ГДР-овской армии, был стилем бедности, который в Старом Свете заменил роскошь и богатство, часто гламуризированные американским кино.

Сейчас 1980-е годы пользуются большим успехом, в моде опять подкладные плечи, очень яркие цвета, и дизайнеры сегодняшнего дня безусловно пытаются каким-то образом внедрить 1980-е годы в современные коллекции. К чему это приведет мы узнаем потом, но, на мой взгляд, если говорить о прогнозе моды на будущее десятилетие, в моде будут гламурный треш и кэмп, как это показал костюмированный бал в Нью-Йорке в Институте костюма в этом году. Это когда в моде розовые перья, мужчины в платьях, женщины в камнях и блестках. Последнее Евровидение в Израиле, где мужчины в платьях — это уже норма поведения. В то время как даже на последнем Оскаре единственный мужчина, который пришел в платье, точнее — в черном платье и смокинге, произвел фурор. Здесь их уже было пятеро, поэтому я считаю, что это уже тренд следующего десятилетия. Хотим мы этого или не хотим, но надо привыкать.

Женщины так боролись за свою независимость, что эта независимость сейчас явно стала им боком. Женщины, на мой взгляд, на сегодняшний день взяли у мужчин абсолютно всё: обувь на плоском ходу, брюки, футболки, бейсболки, галстуки, береты, пиджаки, плащи, татуировки. Только бороду и усы еще не успели! И спортивная фигура, и накаченное тело, и многие другие детали, их можно без конца перечислять. Я думаю, сейчас происходит обратное. Пока только в мире моды. Мода ведь не для всех, она, как я обычно говорю — удел богатых бездельников, тех, у кого есть на это время и деньги, которые могут себе все это позволить, потому что они варятся в этом или таким образом зарабатывать свои деньги или баллы в инстаграме. А вот тот, кто реально много работает и реально работает ради заработка, у них абсолютно нету времени на то, чтобы отследить, найти, купить, нарядиться и выйти. Я уверен, что феминизация мужского гардероба будет темой следующего десятилетия, таков мой прогноз.

Поделитесь с друзьями!
  • Facebook
  • Twitter
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • В закладки Google