Французский дендизм и русский профессионализм Александра Васильева

20120903-1 в сборник «Мода и дизайн», июль 2006
С.М.Ванькович

В настоящее время «модные мероприятия» — дефиле, конкурсы, презентации, статьи и беседы на эту актуальную тему стали особенно популярны. Десятилетия приглушенно-безразличного отношения к своей материальной культуре, а затем повышенный интерес к моде, как явлению многогранному и развивающемуся по определенным законам, объясняют отчасти такую картину. Очевидно, что проблема формирования окружающей среды, нашего предметного мира волнует не только обыкновенных людей, неравнодушных к себе и окружающему их пространству, но и специалистов данной области. Примером профессионального интереса к вопросам стиля и моды является деятельность известного историка стиля, коллекционера и блестящего лектора Александра Васильева.

Его имя ассоциируется с искусством прошлого и будущего, он гармонично ощущает себя в настоящем — трудолюбив, талантлив и без сомнения счастлив, ибо всю сознательную жизнь занимается любимым делом, совершенствуя свои энциклопедические знания, тренируя любознательный ум и отточенный вкус. Страстный коллекционер, художник и исследователь истории костюма, Александр родился в Москве, был воспитан в творческой театральной обстановке. Уже в 12 лет он оформил свой первый спектакль.

Стремительную театральную карьеру Александр Васильев начал в 16-летнем возрасте и сегодня достиг в этой области мирового признания. Как он сам вспоминает: «Впервые я прославился в качестве ведущего телепередачи „Будильник“. Потом я учился в Школе-Студии Художественного театра на отделении декорации и костюма, а в 1981 году, к своему великому счастью, уехал во Францию». Поступив в Париже сначала в школу при Лувре, а затем — в аспирантуру театрального факультета Сорбонны, он продолжал совершенствовать свое образование, одновременно формируя коллекцию исторических костюмов и аксессуаров. «…Я работал в двадцати пяти странах мира, поставил около сотни спектаклей, преподавал во многих учебных заведениях — во Франции, в Англии, в Бельгии, в Австралии, в Японии, в Италии, в Северной и Южной Америке. …

Я иногда забываю названия городов и стран, потому что я очень много перемещаюсь по миру, преподаю на четырех языках: по-испански, по-французски, по-английски и по-русски, конечно. Но мне это не трудно, потому что я очень люблю свою профессию, я зарабатываю только своим трудом…" Завидная трудоспособность и неутомимая творческая энергия Александра — человека мира — служат, тем не менее, интересам российской культуры. В книгах и лекциях Васильева реалистические оценки происходящего не заслоняют настоящий патриотизм автора.

Исследования по истории костюма первой половины ХХ века и неизвестные факты биографии российских эмигрантов первой волны аккумулировались в его замечательной книге «Красота в изгнании», которая вышла в 1998 году и переиздавалась несколько раз. Сегодня уже насчитывается шесть изданий — в 1998, 2000, 2003, 2004, 2005 гг. Фолиант переведен на английский язык в Нью-Йорке в 2000 году. В 1998 году книга «Красота в изгнании» была названа лучшей иллюстрированной книгой года. Роскошно оформленный труд содержит столько уникальных фотодокументов из истории развития российской моды за границей, что читатель невольно ощущает некое смешение чувств — гордости и сожаления.

Александр Васильев позволил нам восхищаться вместе с ним не просто фактом присутствия русских в контексте культурного западноевропейского пространства, но и оценить тот большой вклад, который внесли наши талантливые соотечественники в развитие европейской моды. Десятки Домов моделей, сотни имен — модельеры, портнихи, манекенщицы, фотомодели. Многие из них лично давали интервью автору, разрешая публиковать редкие семейные архивы. Безусловно, жаль, что все эти процессы происходили за пределами нашей страны. К сожалению, история не имеет сослагательного наклонения, но все-таки — если бы помечтать и представить…

Но повод для оптимизма сегодня все-таки присутствует. В еще большей степени интерес наших читателей представляет вторая книга А. Васильева, которая рассматривает развитие костюма в России и образы русских в моде с 1850-го до 2000-го года —"Русская мода. 150 лет в фотографиях". Она тоже вышла в издательстве «Слово» в 2004 году. Здесь более 2000 фотографий, посвященных истории русской, советской и постсоветской моды, начиная c 50-х годов XIX века и заканчивая XX веком. В книге даны тексты из модных журналов разных эпох, фрагменты мемуаров, интервью с манекенщицами, знаменитыми людьми, киноактрисами, дизайнерами моды. По словам автора, он намеревается позже издать эту работу в Нью-Йорке, «поскольку о русской моде ничего не знают не только в России, но и за рубежом».

После исторических экскурсов и параллелей интересно обратиться к проблемам современной моды и послушать рассуждения Александра Васильева по этому вопросу: «Сегодня мода связана с политикой еще больше, чем мода двадцатого века. Мода стала глобальной, ею сейчас интересуются во всех уголках планеты. Сегодня нет единого центра моды, как это было в девятнадцатом веке, нет и трех-четырех центов, как это было в веке двадцатом. Сегодня все большие города мира интересуются модой. Нет страны, где бы ни происходили недели „высокой моды“. Нет города, где бы не было школы моды, ателье. Но тут есть парадокс, как и во всей нашей жизни. Такое широкое распространение моды привело к печальным последствиям — ее вульгаризации. Все уравнялось, и сегодня модных людей как бы и нет вовсе! Или их — единицы. …Кроме того, мы переживаем момент, когда уходят на пенсию громкие имена, титаны моды: Кензо или Ив Сен Лоран, и их места занимают молодые дизайнеры. Это люди, которые приезжают и в Париж, и в Милан, и в Лондон из самых разных стран. Сегодня нельзя сказать, что в моде бельгийцы, или японцы, или французы, как это было совсем недавно. Эти люди могут представлять разные школы, они также могут быть самоучками, получившими деньги от спонсоров. … Это приводит к тому, что на показах появляются все более и более экстравагантные коллекции, цель которых одна — чтобы прозвучало имя автора. И неважно, что эти вещи невозможно носить — тут задача другая стоит…».

Задачей же постоянных семинаров Александра Васильева является последовательное изложение истории костюма с привлечением уникального иллюстративного материала. Каждый раз артистично и талантливо он проводит кропотливую и увлекательную работу по изучению исторических стилей в искусстве и моде. От эпохи ренессанса, в которую автор бесконечно влюблен, к маньеристическому барокко. Причудливому стилю рококо был также посвящен отдельный семинар. Строгий, минималистический классицизм сменяется помпезным ампиром, а вслед ему спешит романтический историзм с набором эклектичных цитат из прошлого… Причем стилистическая характеристика костюма преподносится на лекциях не просто в хронологическом порядке, но, что более важно — мода в костюме разных эпох представлена в широком культурологическом аспекте, с привлечением знаменитых имен и легендарных исторических событий. В любом виде искусства, и костюм не является в данном случае исключением, должна существовать преемственность. Ибо изучать и оценивать современные процессы в моде возможно только опираясь на знания прошлых эпох и стилей.

Невольно вспоминается детская сказка о «голом короле», когда Александр Васильев продолжает обмениваться своими впечатлениями о тенденциях современной моды: «…Мерилом „модности“ становится маленькая бирочка с именем. Титаны моды обманули все население Земли до такой степени, что сегодня неважно, что это за вещь — из какого она материала, как она сшита и так далее, а важно только одно: что написано на этой бирочке, кто дизайнер? Можно продать половую тряпку за двести пятьдесят долларов, если на ней написано „Christian Dior“. Мы платим за бирку! И это — правда жизни… И это очень грустная вещь. Я заметил еще одну тенденцию: сегодня становится модной не одежда, сегодня становится модным тело. Отсюда и пирсинг, и тату, и шейпинг-залы. Одежду, конечно, все равно будут носить, потому что без нее холодно. Но одежда становится дополнением к телу»

Третий по счету фолиант известного историка моды и знатока художественных стилей Александра Васильева вышел в свет весной нынешнего года — «Европейская мода. Три века. Из коллекции Александра Васильева». Книга посвящена светскому костюму во всем его многообразии — от роскошных бальных платьев до функциональных лорнетов и каркасных конструкций. Представлены именитые марки и мало знакомые предметы, традиционные аксессуары и редчайшие образцы вышивок, пуговиц, ювелирных украшений. Подробно, красочно и основательно автор преподносит нам картину эволюции европейской моды за три столетия. Сам по себе прием изложения столь ценного материала уже обеспечивает популярность изданию в неограниченном географическом пространстве. Но уникальность ситуации заключается в том, что все это великолепие было собрано одним человеком за три десятилетия.

Перед читателем открывается настоящий музей моды, где в роли искусствоведов, научных работников, реставраторов и смотрителей выступает одно лицо — Александр Васильев. Человек-оркестр: сам себе штат, сам себе бюджет. Особенно удивителен подобный пример для России, где на сегодняшний день нет ни одного специализированного музея моды. Это странно, но, тем не менее, это так… Нам после этого неловко «кивать» на 70 лет советской власти, объясняя отсутствие музеев моды идеологическими соображениями. В ином измерении мы пребываем уже около 15 лет. Пусть бы удалось собрать и сохранить хоть половину такой коллекции! А начинал Александр Васильев с чистого листа, не имея меценатов и «нужных связей». Более того, почти всю свою коллекцию он сформировал, пребывая за границей. Возможно ли это? Оказывается — да. Книга подтверждает сей редкий факт.

Представьте, уважаемые читатели, что каждую из представленных вещей Александр не просто держал в руках, он искал, размышлял, сравнивал и обдумывал возможность приобретения того или иного экспоната для своей коллекции. Иногда мог ожидать встречи с понравившимся платьем долгие месяцы, порой за несколько минут покупал по Интернету настоящий шедевр. Будучи страстным собирателем «драгоценных осколков» ушедшей эпохи, автор представляет свою коллекцию в окружении той предметной среды, которая органична каждому из исторических периодов. Тщательно подобранные произведения живописи, графики, предметы обстановки, фотографии являются тоже объектом коллекционирования Александра Васильева.

Развитие моды в костюме нельзя объективно оценить, изучая лишь изменение тех или иных фасонов. Только в контексте художественного стиля эпохи, исторических событий и социально-экономических перемен можно представить с достаточной долей вероятности цельную картину этого феномена — моды. Поэтому каждая страница книги предстает, как детально продуманная композиция иллюстраций, усиливающих текстовые аннотации автора. Как правило — это сам экспонат, фотография или произведение живописи, где подобная модель представлена, «модная картинка» из журнала этой эпохи, плюс аксессуары или ювелирные украшения. Нельзя не отметить исчерпывающую полноту представленных произведений. Марки фирм и Домов мод, имена манекенщиц, фотографов и дарительниц моделей, материалы и технология изготовления, пикантные истории «жертв моды»…

Обладая энциклопедическими знаниями в данной области, Александр Васильев отличается удивительной работоспособностью. Только влюбленный в свое дело и поистине преданный просветитель отечественной культуры, может посвятить всю свою жизнь такой благородной цели — собрать, наконец, уникальную коллекцию костюмов и демонстрировать экспонаты с неутомимым энтузиазмом по всему миру. После всего пафоса напрашивается один «земной» вопрос: Неужели нам в России безразлична судьба этой роскошной коллекции? Почему у чиновников от культуры не возникает естественное желание открыть музей моды в своем отечестве?

Очень хочется верить, что с выходом книги и опубликованной в ней части большой коллекции Александра Васильева, станет очевидным, что наш соотечественник, русский историк моды и коллекционер Александр Васильев получит приглашение организовать (хотелось бы в Петербурге) первый частный музей моды. Бывшая блистательная столица европейской моды достойна такого выбора. Может быть в будущем, благодаря деятельности таких энтузиастов, как Васильев, мы не будем говорить о петербургской моде, как о явлении, «промелькнувшем в прошлом».

Чем же так притягательны книги и лекции Александра Васильева, его суждения о костюме прошлого, настоящего и будущего? Ответ прост и даже несколько банален — Александр бесконечно талантлив и, кроме обаяния и артистизма, он отлично владеет разнообразными знаниями о своем предмете обожания, любит «непостоянную» даму моду и никогда не изменяет ей…

Comments are closed.

Комментарии отключены.