Александр Васильев рассказал рижанам о моде межвоенного периода

20120831-10 Автор: Яна Юрченко

Он — всемирно известный историк моды, автор популярных книг и статей, непревзойденный лектор и коллекционер. Он преподает историю костюма и моды на 4 языках по всему миру. Он награжден золотой медалью Академии Художеств России, медалями Дягилева и Нижинского. Он- уникальный человек по имени Александр Васильев, который приехал в Ригу со своей выставкой «Стиль Art Deco — мода межвоенного периода (1918 — 1939)».

Многие знают Александра Васильева благодаря передаче «Модный приговор», в которой он предстал перед зрителем не только как талантливый модельер, но и как блестящий шоумен. В отличии от своих коллег, Александр комфортно чувствует себя в центре всеобщего внимания. А как изысканно кутюрье демонстрирует сенсуальные колористические познания, называя сине- зелёный оттенок шелковой ткани цветом «головки селезня»! Всё, чего касается рука Васильева превращается в произведение искусства, включая его собственный гардероб. Широкие шарфы интересных мастей стали его визитной карточкой, а лучезарная улыбка освещает моделям дорогу на подиумах.

Александр регулярно проводит семинары по истории моды в Риге. В 2009 году он впервые показал часть своей парижской коллекции на выставке в латвийском Музее Декоративного искусства и дизайна под названием «Мода Викторианской Эпохи». Там же прошла его октябрьская выставка 2010 года, посвященная развитию Европейской женской моды в межвоенный период. На ней были представлены 80 платьев и более 200 аксессуаров, фотографий и произведений живописи, относящихся к этому периоду. По словам Александра, окончание Первой Мировой войны привело к значительным изменениям. Начало женской эмансипации, возможность получить высшее образование, право на голосование и на развод привело к значительному росту женского самосознания. Появилось желание приблизиться к сильному полу в профессиональной и социальной сфере. Массовая гибель солдат в битвах Первой Мировой войны нарушила баланс между полами. Женщин стало численно больше, что обострило конкуренцию между ними. В моду вошла сексуальность и стремление к оголению. Обнаженная спина, руки и ноги — главные элементы стиля Art Deco в первый период его развития. К 1925 году длина юбок доходит до колена. Страсть к джазу и новым танцам вводит в моду шелковые платья вышитые бисером, стеклярусом и стразами. В таких нарядах дамы становятся заметными даже при приглушенном освещении джаз — клубов. Яркий грим женщины «вамп» диктовался дивами немого кино Голливуда. Образ был поддержан яркими аксессуарами — бисерными клатчами, жемчужными нитками бус, бриллиантовыми брошками, мундштуками, маленькими шапочками — клош, страусовыми боа и шелковыми чулками.

Модный силуэт этого периода был сформирован многими выдающимися парижскими дизайнерами того десятилетия. Среди них следует отметить Jean Patou, Gabriele Chanel, Jeanne Lanvin, Callot Soeurs, Worth и других модельеров, работы которых были представлены на выставке в Риге. Заметную роль в формировании стиля Art Deco сыграли эмигранты из России, нашедшие в Париже пристанище после революции 1917 года. Среди них отметим дизайнеров моды Erte и Sonya Delaunay, а также дома моды Kitmir, Irfe, Adair, Yteb, Caris.

20120831-11Переломным моментом в стиле моды чье творчество также представлено на этой выставке. Art Deco стала осень 1929 года. Тогда в Нью Йорке разразился финансовый кризис на Wall street, приведшей к экономическому спаду и Великой депрессии. Мода моментально откликнулась на падение покупательной способности клиентов. Дорогостоющие вышитые бисером платья вышли из моды. Их заменил приталенный и удлиненный силуэт из однотонных тканей черно — белой гаммы, что соответствовало стилю кинематографа. Новый образ женщины был далек от «сексапильной вампирессы». Ему на смену пришел стиль, близкий идеям тоталитаризма предвоенной эпохи, продиктованный эстетикой Гитлера, Сталина, Муссолини и Франко — когда жещина должна быть положительным членом общества, матерью и членом правящей партии. Эталоном женской красоты в 1930-е годы становится шведско — американская кинозвезда Грета Гарбо, чьи широкие плечи и длинные ресницы становятся объектом подражания в виде подплечиков и накладных ресниц.

Генератором модных идей предвоенного времени становится итальянка Elsa Schiaparelli. Её сюрреалистические выдумки и любовь к оттенку фуксиевого цвета является направляющей прямой в парижской моде второй половины 1930х годов. В это время Рига является становится центром Прибалтики. Самыми известными салонами моды в столице Латвии довоенного времени становятся ателье Плауже, Кронберг, Ламберг, а шляпными мастерскими Дзенит, Звирбул, Дагелис, Рашель Рибуш и другие. Развитие модного рынка Латвии было прервано Второй Мировой войной и советской оккупацией, но воспоминания о рижской моде межвоенного периода представлены в документальном фильме, который демонстрировался на выставке.

Зрители с удовольствием наблюдали за действием, происходящем на экране и слушали седативный, успокаивающий голос виновника мероприятия. Возраст посетителей его выставки колебался от пяти до пятидесяти пяти лет. Приятно удивлял неподдельный интерес неслучайно забредших в музей иностранцев и пристальное внимание латышских модниц. Появление кутюрье вызвало у людей искренние улыбки, желание приблизиться к модному маэстро, взять у него автограф и попросить дать драгоценный совет от самого Александра Васильева.

Комментарии отключены.